Лама Нгаванг родился в 1962 году, в Северной Индии. Его образование началось в возрасте пяти лет в школе буддийского Монастыря Шечен, и продолжалось вплоть до 16 лет.

В 18 лет приняв полные монашеские обеты Нгаванг едет в Непал учиться Тибетской Медицине к своему дяде, уважаемому доктору и практику Тибетской Медицины Нгаванг Чопелу. Усердно изучая Четыре Медицинские Тантры, перенимает опыт своего дяди в приеме больных в течении 11 лет. Параллельно, успешно заканчивает медицинский колледж в Катманду. Нгаванг Чопел передаёт ему превосходное владение диагностикой по внешнему виду, пульсу и урины человека, знания составления травяных рецептов и свои формулы, практику тепловой терапии. В Дхарамсале три года Лама изучает Тибетскую Астрологию и получает Учения у ведущих Тибетских Лам, таких как Кхамтрул Ринпоче и Трулчик Ринпоче.

Затем продолжая дело своего дяди Нгаванг Чопела он основывает в Непале Медицинский Институт Шелкар. Сейчас Лама Нгаванг преподаёт там буддийскую философию совместно с тибетской медициной. Дополнительно он учит медицине монахов в Монастыре Трангу Ташичолинг.

Целитель тибетской медицины Нгаванг посещает Латвию уже третий год подряд и имеет хорошие результаты тех заболеваний, которые считаются неизлечимыми современной западной медициной. К ним относятся, в частности, ревматоидный полиартрит, гепатиты, межпозвонковая грыжа, болезни щитовидной железы, желчнокаменная болезнь, различные аллергии, нервные расстройства, кожные расстройства, бронхиальная астма и опухоли.

Применяя целостный подход Лама Нгаванг рассматривает факторы личных особенностей больного, его возраста, питания, образа жизни, времени года, климатических условий, чтобы эффективно подобрать нужные средства для восстановления здоровья.


Статья “Вести Сегодня”

Статья “Вести Сегодня”
В минувшие выходные в районе улицы Калнциема прохожие с любопытством наблюдали некий ритуал в саду перед древним деревянным домиком: человек сорок толпились вокруг небольшого костра, смуглый человек азиатской внешности в коричневом монашеском одеянии бросал в огонь травяные кирпичики и произносил заклинания на непонятном языке. Пряный дымок поднимался над двориком и таял в сером мартовском воздухе. Несмотря на промозглый день и хлюпающую грязь под ногами, собравшиеся чувствовали себя беспечно, как на весенней лужайке.

Действо, которое проходило перед центром тибетской медицины SORIG, называется Санг Пуджа. А проводил ритуал знаменитый лама–врачеватель и философ из Непала Нгаванг. С какой целью уважаемый гость рижской буддийской общины затеял в балтийском городе, далеком от его родины, экзотическую церемонию — об этом “Вести Сегодня” спросила у него самого.

— У нас в Тибете в определенный день собираются в одном месте 21 лама и на протяжении трех недель заряжают 108 трав своей заботой о благополучии мира. Во время Пуджа благовония сжигаются, высвобождая огромную позитивную энергию. Растворяясь с дымом в воздухе, она очищает и гармонизирует среду на большом пространстве.

— А можно таким способом снизить, к примеру, напряженность в “горячих точках”, в зонах конфликтов?

— Для того чтобы лама приехал и провел этот ритуал, должна быть мотивация с двух сторон. Если в стране нет никого, кто готов воспринять этот подарок, лама не поедет. Например, в Чечне пока не нашлось людей, которые желали бы сделать встречные шаги.

— Тибетские ламы теперь перестали быть затворниками и много ездят по миру… Вы лично где побывали?

— Мы приезжаем лишь туда, где нас искренне ждут. Лично мне довелось посетить Швейцарию и Белоруссию. А теперь вот и Латвию.

— Значит, вы можете судить об отличиях людей, населяющих страны Востока и Запада?

— Я отвечу как врач: места разные, болезни тоже, а страдания одинаковые. Но на Востоке существует преемственность традиций и древних знаний. У людей там больше мудрости, внутреннего пространства, их ум спокойнее.

— Почему же при всей мудрости Востока там так много нищеты, антисанитарии?

— Это поверхностный взгляд. Может быть, нищета там заметнее, но это не значит, что там нет богатых людей. Взять Индию — сегодня это экономически очень сильная страна, там растет средний класс, а богатых столько, что если их алмазы будут вброшены на рынки Запада, то взорвут даже самую сильную экономику. Но проблема в том, что правительства недостаточно заботятся о простых людях.

— Каждый народ достоин того правительства, которое у него есть, разве нет?

— Это так, у каждого народа своя карма. Сейчас и в Непале все повернулись на политике. Партии не могут между собой договориться. Непалу нужно пережить эру нестабильности. К счастью, в монастырях ничего не изменилось — их уставы остались неизменными. Религиозную свободу в Непале не ущемляют.

— А опасности для туристов и паломников нет?

— Сейчас нет. Маоисты, которые были возмутителями спокойствия, силой доказывали свое право участвовать в управлении страной, но теперь они представлены в парламенте, и причин для кровопролития больше нет.

— Какой вы почувствовали Ригу?

— Ощущения очень хорошие. По климату она мне напомнила предгорья Тибета. И ментальная атмосфера тоже хорошая. Это чистый город — его энергия не загрязнена. Я сужу по тому, как проходит Пуджа. Если после ритуала у меня остается какой–то неприятный осадок, значит, место и окружение плохие. А в Риге я, наоборот, ощутил легкость и свет. Это значит, что люди пришли с хорошими помыслами — они желали добра не лично себе, а своему городу, своим близким.

— Тибетские врачи владеют искусством диагностики по внешнему виду человека. Скажите, уважаемый лама, а характер человека вы тоже можете определить с первого взгляда? Может, и нас научите?

— Всякий внимательный человек может, так же как и я, увидеть три вида энергии. Первая — психическая. Это то, в каком состоянии находится человек — счастлив или удручен чем–то. От этого вида энергии зависит и характер. Если психическая энергия тяжелая, то человек угрюм и подавлен. Если психическая энергия легкая, то и характер у такого человека легкий, с ним легко общаться, у него прямой, открытый взгляд, телосложение и рост обычно средние, цвет лица — золотисто–желтоватый. Это люди–птицы, у них превалирует энергия ветра.

Вторая группа людей ведет себя подобно животным. Взгляните на оленя, медведя или обезьяну — они находятся в непрестанном беспокойном движении. У людей этой группы повышенная энергия желчи в организме. Желчь отвечает за температуру тела. Такие люди горячны, склонны к неврозам, легко поддаются негативным эмоциям.

Третий тип — люди с энергией слизи. При ее избытке человек становится ленивым. Ему трудно что–то начать. Такие индивиды обычно белокожие, дебелые и похожи на слонов — такие же спокойные, невозмутимые, никуда не торопятся. У всех, у кого преобладает энергия ветра, развит интеллект. И это можно определить еще до того, как человек заговорил. Полную же картину о характере и образе жизни пациента легко составить по его заболеваниям.

— Скажите, лама, отчего человек, часто сознавая, что он делает, разрушает здоровье пагубными привычками, дурной едой, излишествами? А советы близких игнорирует?

— Наши взгляды формируются в соответствии с воспитанием и образованием. И их трудно изменить. Человек думает так, как он думает, и что бы ему ни говорили, он пропустит любой совет через собственное представление о жизни. И поступит сообразно собственному пониманию — либо хорошо и разумно, либо дурно. Мне как доктору нужно сначала разложить проблемы пациента по полочкам — как он мыслит, как он питается, какой образ жизни ведет, и затем изменить его понимание самого себя. И лишь после этого я могу приступать к лечению. Конечно, травы и минералы очень помогают.

Но есть заболевания, которые пациенту нужно как бы выговорить, а мне — найти и объяснить их первопричину. Болезнь часто коренится в неверных воззрениях человека. Допустим, порождена какой–то ненужной привязанностью. Медицина может быстро решить конкретную проблему — остановить приступ, исцелить недуг, но когда медицина заканчивается, болезнь возвращается. Получается замкнутый круг. Поэтому тибетские доктора лечат человека, а не болезни. Они заранее предупреждают пациента: если он не изменит себя, то здоров не будет.

— А бывает, что у вас возникает неприятие пациента, неприязнь к нему, и как вы поступаете в таком случае?

— Нет, таких чувств во мне нет. Не спорю, встречаются люди с тяжелым характером, но целитель должен нейтрально относиться ко всем. Моя задача — избавлять от болезней. С тех пор, как я надел одежду монаха, я полностью изменил взгляд на людей и принимаю их такими, какие они есть.

— А как нам, обычным людям, научиться терпимости?

— Не надо возводить границы — я такой, а он другой. Кто сказал, что ты прав, а не другой? Ты посмотри на человека, выслушай его, может быть, ты почерпнешь что–то новое для себя. А это и есть твое личное развитие. И даже твое умение спокойно разговаривать с неприятной тебе персоной — это тоже развитие твоих личных качеств. Третий момент: общаясь с человеком без предубеждения, делай правильные выводы. И это тоже пойдет тебе на пользу. Вот три этапа — три шага, на которые ты продвинешься вперед в воспитании терпения.

— Постоянно встречаясь со страданиями людей, врачу легко очерстветь душой. У нас на Западе это часто происходит с медиками. А как тибетские врачеватели решают эту нравственную проблему?

— Да, врачу нужно громадное терпение, особенно когда ему приходится иметь дело с тяжелейшими заболеваниями. Когда мне не хватает моих собственных сил, я обращаюсь к Будде медицине — то есть представляю совершенного Врачевателя, который укрепляет мой дух.

— А что бы вы посоветовали нашим читателям — как им сохранять гармонию в душе и теле?

— Если люди не будут загрязнять среду и начнут уважать старших, их ум станет чище, и они смогут жить в соответствии с посвящением мудрых. А мудрость в том, что каждый человек должен взять на себя ответственность за то будущее, в котором будут жить его дети и внуки. Чаще задумывайтесь: что вы им оставите? Посадите хотя бы дерево — если каждый житель планеты сделает даже такую малость, мир станет намного лучше.

— Спасибо, что ответили на вопросы.

Их задавала Наталья Севидова.